Великая Отечественная война

Боевые ордена и медали СССР, фильмы про войну, песни военных лет, оружие Второй Мировой войны
и многое другое можно найти на нашем сайте

Советуем купить...
Опрос,предложения
Что нужно добавлять на сайт в первую очередь
Всего ответов: 1685


Главная » Оружие Второй мировой войны » Оружие Вермахта » Бронетехника

Средний танка "Пантера" (Panzerkampfwagen V Panther)

06.05.2013, 10:19

 Встреча с советским Т-34 стала для немцев неприятным сюрпризом: в первый же день войны выяснилось, что, с одной стороны, снаряды танковых пушек KwK 37 и, тем более, Kwk 38 не пробивают броню Т-34, с другой – снаряды, выпущенные из пушки Т-34 танка, пробивают броню и Pz.III, и Pz.IV с любых прицельных дистанций.

Поэтому уже 18 июля 1941 года фирма Rheinmetall получила заказ на разработку 75-миллиметровой длинноствольной пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 метров, а 25 ноября фирмам Daimler Benz и MAN был выдан заказ на разработку 35-тонного танка. Уже тогда проект получил условное название Пантера.

Танк, спроектированный фирмой Daimler Benz, внешне сильно напоминал Т-34. С советской машины была полностью скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес. От тридцатьчетвёрки он отличался лишь отсутствием водительского люка в переднем бронелисте – круглый люк механика-водителя находился в левом борту, и  ходовой частью – восемь опорных катков большого диаметра располагались в шахматном порядке. Кроме того, на танке предусматривалась командирская башенка, которую на Т-34  заводы-изготовители не устанавливали, но которую часто самовольно приваривали к своим танкам советские танкисты, беря эти башенки у подбитых немецких танков.

Более того, даймлеровский танк предполагалось оснастить дизельным двигателем Daimler-Benz MB 507, что никак не могло устроить военных – Вермахт испытывал хронический дефицит солярки, львиную долю которой поглощал Кригсмарине. Именно поэтому, немцы, охотно используя трофейные БТ и даже Т-26, не ставили на вооружение захваченные Т-34.
Несмотря на то, что даймлеровская машина понравилась самому фюреру, военные резко воспротивились принятию ее на вооружение, считая, что сходный с тридцатьчетвёркой силуэт будет приводить к ошибочному обстрелу танка своей же противотанковой артиллерией. Поэтому военные отдали предпочтение проекту фирмы MAN
Фюрер был вынужден согласиться с мнением военных, но тут же выдвинул свои условия: первую машину нужно изготовить в июле, а две следующие в августе 1942 года.

Первые два танка VI и V2 (V – Versuch – опыт), отличавшиеся друг от друга незначительными деталями, изготовили к сентябрю 1942 года. 3 ноября одну из машин, с макетом вместо настоящей башни, продемонстрировали Шпееру на учебном полигоне в Бад Берка. В ходе испытаний выявились существенные недостатки в ходовой части. На их устранение требовалось время, а это задерживаю начало серийного производства. Заказом же предусматривалось изготовить 250 танков в довольно сжатые сроки – к 12 мая 1943 года.

Конструкция танка Пантера
Корпус танка собирался из катаных поверхностно закалённых броневых плит средней и низкой твёрдости, соединённых «в шип» и сваренных двойным швом. Верхняя лобовая деталь толщиной 85 мм имела наклон 55° к нормали, нижняя – 65-миллиметровую толщину и 55-градусный наклон.

Верхние бортовые листы корпуса толщиной 40 мм (на поздних модификациях – 50 мм) были наклонены к нормали под углом 42°, нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм наклонён к нормали под углом 30°. В крыше корпуса над отделением управления имелись люки-лазы для механика-водителя и стрелка-радиста. Крышки люков приподнимались вверх и сдвигались в сторону, как на современных танках. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека, при преодолении водных преград ближние к бортам танка отсеки могли заполняться водой, но в средний отсек, где находился двигатель, вода не попадала. В днище корпуса имелись технологические люки для доступа к торсионам подвески, спускным кранам системы питания, охлаждения и смазки, откачивающей помпе и спускной пробке картера коробки переключения передач.

Башня Пантеры представляла собой сварную конструкцию из катаных броневых листов, соединённых «в шип». Толщина бортовых и кормовых листов башни 45 мм, наклон к нормали 25°. В передней части башни в литой маске устанавливалось орудие. Толщина маски пушки 100 мм. Вращение башни производилось гидравлическим механизмом, осуществлявшим отбор мощности от двигателя танка; скорость вращения башни зависела от оборотов двигателя, при 2500 об/мин время поворота башни составляло 17 секунд вправо и 18 секунд влево. Также был предусмотрен ручной привод вращения башни, 1000 оборотов маховика соответствовала повороту башни на 360°. Башня танка неуравновешенна, из-за чего её поворот вручную при крене более чем 5° был невозможен. Толщина крыши башни составляла 17 мм, на модификации Ausf. G её увеличили до 30 мм. На крыше башни устанавливалась командирская башенка, с шестью (позднее с семью) смотровыми приборами.

 Отделение управления танка Пантера находилось в передней части танка. В нем размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления танком, контрольные приборы, курсовой пулемет, часть боекомплекта, радиостанция и рабочие места двух членов экипажа – механика-водителя и радиста (он же – пулеметчик). Боевое отделение располагалось в средней части танка. Здесь размещались: в башне – пушка и спаренный с ней пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под вращающимся поликом башни находился боекомплект. На днище танка устанавливались водяной насос, насос гидравлической системы поворота башни и поворота танка и воздушный компрессор. В моторном отделении, располагавшемся в кормовой части танка, размещались двигатель, радиаторы, вентиляторы и топливные баки. Между моторным и боевым отделениями Пантреры имелась металлическая перегородка.

 

Основным вооружением танка Пантера была 75-мм танковая пушка KwK 42 производства фирмы «Рейнметалл-Борзиг». Длина ее ствола составляла 70 калибров, что позволяло разгонять бронебойно-фугасный снаряд массой 7,2 кг до 925 м/с, а 4,75-килограммовый подкалиберный – до 1120 м/с. Средняя проникающая способность этих снарядов, определенная посредством обстрела катаной гомогенной стальной плиты, установленной под углом 30° к вертикали, указана в таблице, расположенной слева. Боекомплект пушки состоял из 79 выстрелов для модификаций A и D и 82 выстрелов для модификации G.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемёт MG-34, второй (курсовой) пулемёт размещался в лобовом листе корпуса в бугельной установке (в лобовом листе корпуса имелась вертикальная щель для пулемёта, закрываемая броневой заслонкой) на модификации D и в шаровой установке на модификациях A и G. Командирские башенки танков модификаций A и G были приспособлены для установки зенитного пулемёта MG-34 или MG-42. Общий боекомплект патронов для пулемётов составлял 4800 патронов у танков Ausf. G и 5100 для Пантер Ausf. A и D. В качестве средства обороны от пехоты танки модификаций A и G оснащались «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat), мортиркой калибра 56 мм. Мортирка располагалась в правой задней части крыши башни, в боекомплект входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные гранаты.

Первые 20 серийных Пантер покинули заводской цех фирмы MAN 11 января 1943 года. Характерной особенностью первых  серийных танков была командирская башенка с выступом на левом борту башни и однокамерный дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями Maybach HL 210Р45, коробкой скоростей Zahnradfabrik ZF7 и имели лобовую броню толщиной 60 мм. Их использовали только в тылу для подготовки экипажей.

Цена одного танка без вооружения составила 117 тысяч рейхсмарок. Для сравнения, Pz.III стоил 96 163, а Тигр 250 800 марок.

Первыми частями, получившими новые танки, стали 51-й и 52-й танковые батальоны. В мае 1943 года они получили по 96 «Пантер» и другую положенную по штату технику, месяцем позже оба батальона вошли в состав 39-го танкового полка. Всего в полку насчитывалось 200 машин — по 96 в каждом батальоне и ещё 8 танков штаба полка. Командиром 39-го танкового полка был назначен майор Лаукерт. Перед началом операции «Цитадель» была сформирована 10-я танковая бригада, куда вошли 39-й танковый полк и танковый полк панцергренадерской дивизии «Великая Германия». Командиром бригады был назначен полковник Деккер. Бригада была оперативно подчинена дивизии «Великая Германия».

 Предполагалось, что Пантеры, массой хлынут в бреши в советской обороне, пробитые Тиграми, и быстрыми и мощными ударами дезорганизуют русский тыл, подавляя всякое стремление к сопротивлению. Однако огромные потери среди танковых подразделений первой линии заставила ввести Пантеры в бой в первый же день боев.

5 июля 39-й танковый полк атаковал позиции советских войск в районе села Черкасское и, несмотря на упорное сопротивление частей 67-й и 71-й стрелковых дивизий, а также контратаку 245-го отдельного танкового полка, к вечеру занял село. Однако при этом уже за первый день боёв потери составили 18 Пантер. 6 июля танки 10-й танковой бригады вместе с частями дивизии «Великая Германия» атаковали в направлении Луханино, но были остановлены частями 3-го механизированного корпуса. Потери составили 37 Пантер. На следующий день наступление продолжилось и, неся потери, немцы, тем не менее, заняли село Гремучее. К исходу дня в строю осталось всего 20 боеспособных танков.

В последующие дни боёв ударная мощь 39-го полка значительно снизилась; на вечер 11 июля боеспособными были 39 танков, 31 машина была потеряна безвозвратно и 131 танк требовал ремонта. 12 июля 39-й полк был выведен из боя для приведения в порядок материальной части. Новая атака 10-й бригады состоялась 14 июля, часть вновь понесла потери и к вечеру имела боеспособными 1 PzKpfw III, 23 PzKpfw IV и 20 Пантер. Несмотря на хорошую работу ремонтных служб (в день возвращалось в строй до 25 машин), потери 39-го полка были значительные и к 18 июля 51-й батальон имел в строю 31 танк и 32 требовали ремонта, в 52-м батальоне было 28 боеспособных машин и 40 Пантер нуждалось в ремонте. 19 июля 51-й танковый батальон передал оставшиеся танки 52-му и отбыл под Брянск за новыми танками. Два дня спустя туда же отправился и 52-й батальон. Последние танки он потерял под Харьковом.

 

 

 

По окончании Курской битвы советская военно-конструкторская комиссия осмотрела 23 подбитых танка Пантера, несущих следы поражения, а также семь танков, захваченных исправными. Из всех поврежденных танков три оказались сожженными при помощи бутылок с зажигательной смесью КС, пять танков были уничтожены ПТАБами и погибли вместе м экипажами от взрыва боекомплекта, три Пантеры подорвались на минах, одна была подбита из противотанкового ружья, причем выстрелом в крышу. И, наконец, 11 машин имели сквозные  снарядные пробоины в броне. Неожиданно эффективной против пантеры оказалась 45-мм противотанковая пушка, правда, длинноствольная, образца 1942 года. В двух случаях Пантеры были обезоружены 45-мм снарядами, попавшими в основание пушки и пробившими ее ствол.

В последующем пантера воевала на всех фронтах, на ее базе были созданы различные САУ, самым известным из которых стала Ягдпантера. Всего же с 5 июля 1943 по 10 апреля 1945 года в боевых действиях было потеряно 5629 Пантер. Последнюю Пантеру подбили в Чехии 11 мая 1945 года, то есть, уже после официального окончания войны. В послевоенное время трофейные «Пантеры» несколько лет служили в войсках Франции, Чехословакии и Венгрии, а Франция даже применяла их в войн в Индокитае против советских и китайских танков.

Тактико-технические характеристики среднего танка "Пантера" (Panzerkampfwagen V Panther)

 

 

 


 

  Pz.Kpfw.V Ausf.D "Panther" (Sd.Kfz.171) Pz.Kpfw.V Ausf.A "Panther" (Sd.Kfz.171) Pz.Kpfw.V Ausf.G "Panther" (Sd.Kfz.171)
Производство: "MAN", "Daimler-Benz", "MNH", "Henshet" "MAN", "Daimler-Benz", "Demag", "MNH" "MAN", "Daimler-Benz", "MNH"
Боевая масса, т 43 44,8 45,5
Экипаж, чел 5 5 5
Вооружение: 75-мм пушка KwK42 L/70
и 2 пулемета MG-34,
боекомплект 79 выстрелов и 5100 патронов.
75-мм пушка KwK42 L/70
и 2 пулемета MG-34 (MG-42)
75-мм пушка KwK42 L/70
и 2 пулемета MG-34 (MG-42)
Размеры, м:      
  - длина 8,86 8,86 8,86
  - ширина 3,4 3,42 3,4
  - высота 2,95 2,98 2,98
  - клиренс 0,56 0,56 0,56
Максимальная скорость, км/час:      
  - по шоссе 46 46 46
  - по местности 24 24 24
Запас хода по шоссе, км 200 200 200
Двигатель "Maybach" HL230Р30,
12-цилиндровый, карбюраторный;
мощность 700 л.с. при 3000 об/мин
"Maybach" HL230Р30,
12-цилиндровый, карбюраторный;
мощность 700 л.с. при 3000 об/мин
"Maybach" HL230Р30,
12-цилиндровый, карбюраторный;
мощность 700 л.с. при 3000 об/мин

 

Категория: Бронетехника | Добавил: serega
Просмотров: 8583 | | Рейтинг: 3.4/66

Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Хочу найти:

Интересное в сети
Песни Победы
Великая Отечественная война.
Фильмы про войну. Оружие Второй Мировой. Песни военных лет

Военная кинохроника. Сражения Великой Отечественной войны
Рейтинг@Mail.ru
WarSite.Ru © 2013
Хостинг от uCoz / Все права защищены.