Великая Отечественная война

Боевые ордена и медали СССР, фильмы про войну, песни военных лет, оружие Второй Мировой войны
и многое другое можно найти на нашем сайте

Советуем купить...
Опрос,предложения
Что нужно добавлять на сайт в первую очередь
Всего ответов: 1685


Главная » Оружие Второй мировой войны » Оружие Вермахта » Бронетехника

Королевский Тигр. Panzerkampfwagen VIB «Tiger II»

22.04.2013, 07:16
 В августе 1942 года Управление вооружений сухопутных войск Вермахта разработало тактико-техническое задание на тяжелый танк, призванный в перспективе сменить не так давно запущенный в производство Pz.Kpfw.VI «Тигр». На новейшей машине ожидалось применять сконструированную в 1941 году компанией Krupp 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили компания «Henschel» и конструкторское бюро Фердинанда Порше.

Нужно сказать, что ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(Р) – заводское обозначение Тур 180/181 либо Sonderfahrzeug III – представлял собой несколько переделанный применительно к новому тех. заданию танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей Simmering-Graz-Pauker мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию. В остальных вариантах проекта, предложенных конструкторским бюро «Porsche AG», ожидалось внедрение других типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л.с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизель-мотора мощностью 700 л.с., и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и 2 варианта компоновки танка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. Во втором случае двигатель располагался в средней части корпуса, а отделение управления – впереди.

Основными недочетами проекта VK 4502(Р) была невысокая надежность электрической трансмиссии, дороговизна и низкая технологичность изготовления. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной компании «Henschel» у нее фактически не было, тем не менее, в 1943 году завод «Friedrich Krupp AG» в Эссене успел сделать 50 башен для танка Порше. Что касается плана фирмы «Henschel» – VK 4503(H), то он в существенно большей степени отвечал потребностям военных. В частности и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимально возможной унификации с танком «Пантера II». Вообщем, создавая новый тяжелый танк, конструкторы компании «Henschel» также не изобрели ничего оригинального: взамен «ящикообразного» корпуса старенького «Тигра» в основу проекта были положены формы и соотношения корпуса и башни «Пантеры». При этом 150-мм лобовую броню корпуса разместили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую – 25°.

В ходовой части использовали 9 сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части (в частности, ведущих колес) заимствовали у «Тигра» и «Пантеры». В наследство от «Пантеры» новейшей машине достались 700-сильный двигатель Maybach HL 230P30, система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от мотора, а еще помещенные в силовом отделении вентиляторы. У «Тигра» заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с «Пантерой II».

В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(Н). План ему приглянулась и работа пошла полным ходом. При этом, так же, как в случае с танком «Тигр», поступило распоряжение фюрера применять на танке компании «Henschel» уже изготовленные башни системы Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру показали полноразмерный деревянный макет новейшей машины. 8 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы «Wegmann» поступили первые 3 полностью скомплектованные башни и началась производство танков. До конца года были сделаны 3 предсерийных образца.

Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182), позднее замененное на Panzerkampfwagen – Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название Konigstiger – «Ферзевый тигр» – в Вермахте использовалось достаточно редко, однако именно оно стало более популярным у противников Германии.

Сборка танка «Тигр II» Ausf.B была такой же, как и у всех германских танков периода Второй Мировой войны, то есть с передним расположением трансмиссии. Корпус танка по форме был схож корпусу танка «Пантера». Он изготавливался из катаных броневых плит, соединенных в шип и обваренных электродов из высокоуглеродистой стали. В корпусе танка использовалось 6 типов плит толщиной от 25 до 150 мм. Верхний лобовой лист корпуса выполнялся сплошным и имел лишь амбразуру под шаровую установку курсового пулемета.

Башня танка – сварная, овальной обтекаемой формы, с развитой кормовой нишей. Изготавливалась из катаных броневых листов, объединенных в шип. Лобовая бронеплита соединялась с бортовыми плитами замками вида «ласточкин хвост». Борта и задняя стенка башни имели наклон под углом 25°.

Начиная с 51-й машины ввели новую башню «Типа Хеншель». Она отличалась от башни «типа Порше» более простой конфигурацией, месторасположением люков и лючков в крыше, полным отсутствием каких-либо отверстий в бортах. Гнутый лобовой лист заменили сплошным прямым бронелистом толщиной 180 мм. В конце концов, у тяжелого танка «Пантера II» была взята новая маска грушевидной формы. В новой башне пушка устанавливалась с неким смещением вправо от продольной оси танка. Диаметр башенного погона в свету составлял 1850 мм.

Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом, взятым у танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» Ausf.E. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. При 2000 об/мин и включенной повышающей передаче башенного привода башня осуществляла полный оборот за 19 с, при 1000 об/мин и выключенной повышающей передаче – за 77 с. В ручном режиме для полного оборота башни наводчику нужно было сделать 700 оборотов маховика. На крыше башни устанавливалась командирская башенка с семью смотровыми устройствами и рельсом для крепления зенитного пулемета. По конструкции она была подобна башенке танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» Ausf.E поздних выпусков. Справа от командирской башенки размещался прямоугольный посадочный люк заряжающего, а перед ним – устройство наблюдения.

Главным вооружением Королевского Тигра была пушка 8,8 cm KwK 43 калибра 88 мм. Ствол орудия имел длину 71 калибр – 6298 мм; вместе с дульным тормозом – 6595 мм. Масса пушки – 1605 кг, а всей установки вместе с маской – 2265 кг. Начальная скорость бронебойного снаряда – 1000 м/с. Максимальная длина отката – 580 мм. Вертикальная наводка – от – 8° до +15°.

Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором. Противооткатные устройства были смонтированы над стволом орудия и состояли из гидравлического тормоза отката (справа) и воздушно-жидкостного накатника (слева). Подъемный механизм пушки – винтового типа.

Пушка уравновешивалась с помощью особого механизма, располагавшегося в башне с правой стороны от пушки. Спусковой механизм – электрического вида, с предохранительным устройством.

Боекомплект пушки состоял из 84 выстрелов (у первых 50 танков – из 77), которые укладывались в нише башни и нишах подбашенной коробки в отделении управления и боевом отделении. Боекомплект пулеметов составлял 4800 патронов. Курсовой пулемет MG-34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF 2. В качестве дополнительного вооружения танк оснащался «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat) – мортиркой калибра 26 мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные снаряды. Мортирка размещалась в правой части крыши башни.

На Королевском Тигре устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL 230P30 мощностью 700 л.с. при 3000 о/мин. При 130-миллиметровом диаметре цилиндра и 145-миллиметровом ходе поршня рабочий объём составлял 23,095 литра. Цилиндры размещались V-образно под углом 60°. Степень сжатия составляла 6,8. Весил мотор 1300 кг.

Топливом двигателю служил этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость 7 бензобаков равнялась 860 л.

Серийное производство Королевскиих Тигров стартовало в январе 1944-го. В соответствии с заказом Управления вооружений ожидалось сделать 1237 танков «Тигр II» со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Но планам этим с самого начала никак не суждено было осуществиться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя 3 дня после показа на полигоне Арис, 486 британских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам «Henschel». В итоге к маю 1944 года заводские цеха покинули лишь 20 серийных «королевских тигров». Своего максимума создание достигло в августе, но и тогда не дотянуло до планового. Еще один большой удар по германским танковым заводам авиация союзников сделала осенью. После этого выпуск «тигров II» сократился практически втройне. С марта 1945 года к их производству должны были включиться фабрики «Niebelungenwerke» в Сент-Валентине, но по понятным причинам этого не произошло.



Военный дебют Королевских Тигров состоялся 18 июля 1944 года в Нормандии, где 503-му тяжёлому танковому батальону удалось в первом же бою подбить 12 танков Шерман».

А уже 12 августа Тигр II появился на Восточном фронте: 501-й тяжелый танковый батальон пытался помешать проведению Львовско-Сандомирской наступательной операции. Плацдарм представлял собой неровное полукольцо, упиравшееся концами в Вислу. Приблизительно в середине этого полукольца, прикрывая направление на Сташув, оборонялась 53-я гвардейская танковая бригада.

В 7.00 13 августа противник под прикрытием тумана перешел в наступление силами 16-й танковой дивизии при участии 14 Королевских Тигров 501-го тяжелого танкового батальона. Однако едва новые Тигры выползли на исходные позиции, 3 из них были расстреляны из засады экипажем танка Т-34-85 под командованием младшего лейтенанта Александра Оськина, в который помимо самого Оськина входили механик-водитель Стеценко, командир орудия Мерхайдаров, радист Грушин и заряжающий Халычев. Всего же танкисты бригады подбили 11 танков, а 3 остальных, брошенные экипажами, были захвачены в рабочем состоянии. Один из данных танков с номером 502 до сих пор находится в Кубинке.

В настоящее время Королевские Тигры есть в экспозициях Saumur Musee des Blindes во Франции, RAC Tank Museum Bovington (единственный оставшийся экземпляр с башней Порше) и Royal Military Colledge of Science Shrivenham в Англии, Munster Lager Kampftruppen Schule в Германии (передан американцами в 1961 году), Ordnance Museum Aberdeen Proving Ground в США, Switzerlands Panzer Museum Thun в Швейцарии и Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.
Категория: Бронетехника | Добавил: serega
Просмотров: 4988 | | Рейтинг: 3.2/18

Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Хочу найти:

Интересное в сети
Песни Победы
Великая Отечественная война.
Фильмы про войну. Оружие Второй Мировой. Песни военных лет

Военная кинохроника. Сражения Великой Отечественной войны
Рейтинг@Mail.ru
WarSite.Ru © 2013
Хостинг от uCoz / Все права защищены.