Великая Отечественная война

Боевые ордена и медали СССР, фильмы про войну, песни военных лет, оружие Второй Мировой войны
и многое другое можно найти на нашем сайте

Советуем купить...
Опрос,предложения
Что нужно добавлять на сайт в первую очередь
Всего ответов: 1685


Главная » Оружие Второй мировой войны » Оружие Вермахта » Бронетехника

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 (Sonderkraftfahrzeug 251)

04.05.2013, 07:13
Первоначально эта машина была задумана как простой полугусеничный грузовик. Выпускался он тогда еще не Ганомагом, а маленькой фирмой Demag (Deutsche Maschinenfabrik AG), расположенной в Дуйсбурге.

Этот грузовик, названный Sd.Kfz 10 (Sonder-Kraftfahrzeug 10), предназначался для буксировки артиллерийского орудия и перевозки снарядов и орудийного расчета. Спереди он, как и обычные грузовики, имел управляемые передние колеса, но вместо задних колес у него имелись гусеницы, опорные катки которых располагались в шахматном порядке.

Длина транспортера составляла 4 метра 90 сантиметров, ширина – 173 сантиметра, а клиренс достигал 350 мм.

На полугусеничном грузовике стоял 3,5-литровый шестицилиндровый карбюраторный двигатель Hansa Llyod Goliath – L3500. Его 71-сильная мощность, позволяла транспортёру передвигаться со скоростью 53 км/ч.

Однако незадолго до начала Второй Мировой войны, в Германии стали создаваться танковые корпуса. Танковыми они, правда, тогда еще не назывались, но по сути были таковыми. Включали они в себя как танковые, так и пехотные части. Всем известно, что танки могут ходить как по дорогам, так и по бездорожью. А вот грузовики, перевозящие пехоту, по бездорожью передвигаться не могут. Поэтому, чтобы пехота не отстала от танков, срочно потребовалось такое средство перевозки пехоты, которое бы не уступало танкам в подвижности. Вот тут-то теоретик танковых операций Гейнц Гудериан и обратил внимание на полугусеничный артиллерийский тягач фирмы Ганомаг. Он предложил посадить на него мотопепехоту, чтобы та сопровождала танки, и батальоны мотопехотинцев были приданы танковым полкам.

Sd.Kfz 10 стал перевозить мотопехотное отделение. Водитель и командир отделения сидели в передней кабине, а в кузове на установленных по бортам лавках располагались шестеро мотострелков с карабинами Маузер 98k – автоматов в немецких частях тогда еще было мало – на целую дивизию их полагалось всего 39 штук.

Война с Чехословакией, к которой готовились немцы, так и не состоялась – страна была оккупирована без единого выстрела. Однако во время учений, предшествовавших войне с Польшей, выяснилось, что небронированные полугусеничные грузовики Sd.Kfz 10 будут очень уязвимы . Поэтому генеральной инспекцией бронетанковых войск и было решено оснастить Sd.Kfz 10 противопульной броней.

Вместо лобового стекла установили 14,5-миллиметровый броневой лист, который выдерживал не только винтовочно-пулеметный огонь, но и попадание пуль французских 13,25-миллиметровых крупнокалиберных пулеметов. По бокам установили наклонные бронелисты 8-миллиметровой толщины, а вместо капота под очень большим углом уложили лист 5,5-миллиметровой брони. Лист такой толщины легко пробивался винтовочной пулей, но благодаря очень острому углу размещения пуля просто скользила по нему, упираясь в итоге в тот самый 14,5-миллиметровый бронелист, установленный на месте лобового стекла.

Заказ на бронетранспортеры был огромный, и поскольку фирма Демаг не имела больших производственных мощностей, его передали на ганноверский Ганомаг.

Длина бронетранспортера по сравнению с его прототипом-тягачем увеличилась на 65 см, достигнув величины 5550 мм. Ширина же достигла двух метров.

Штатное вооружение бронетранспортера состояло из 7,92-мм ручного пулемета MG 34, установленного на крыше отделения управления и прикрытого броневым щитом. В случае необходимости он мог быть переставлен на вертлюгу, смонтированную на кормовом листе. С нее можно было вести огонь и по воздушным целям.
На бронетранспортере, названном Sonderkraftfahrzeug 250 или, сокращенно Sd.Kfz 250, был установлен шестицилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 42 TUKRM рабочим объемом 4199 кубических сантиметров. Диаметр его цилиндра составлял 90 мм, ход поршня – 110 мм. При 2800 оборотах в минуту мотор выдавал мощность. равную 100 лошадиным силам. Эта весьма небольшая мощность тем не менее позволяла 5,4-тонной машине развивать на хорошей дороге скорость в 53 км/ч.

Стальные гусеницы с гребневым зацеплением имели ширину 280 мм и состояли из 55—56 траков каждая. Пальцы гусениц были установлены на игольчатых подшипниках и обеспечивали им большую износоустойчивость, а также высокий КПД ходовой части и хорошую динамику машины. Поданным испытаний немецких полугусеничных машин в 1940 году на НИ-БТПолигоне и Ленинградском артиллерийском полигоне, такая гусеница могла надежно работать в пределах пробега 12—15 тыс. км.

Были у Sonderkraftfahrzeug 251 и недостатки. Так, бронетранспортер не был оснащен электростартером и имел зажигание от магнето. Поэтому завести эту машину в мороз было довольно затруднительно. Именно из-за этого группа армий Центр значительную часть этих бронетранспортеров бросила под Москвой во время зимнего контрнаступления Красной Армии, и многие из них провоевали в составе РККА довольно длительное время, а немцы, наученные горьким опытом, установили-таки электростартёр, дополнив его стартером инерционного типа.

Но главным недостатком машины была сама полугусеничная конструктивная схема: когда такая машина съезжала с дороги в глубокий снег или непролазную грязь, она становилась совершенно беспомощной. Передние колеса, при помощи которых машина так легко маневрировала на асфальте или на твердом грунте, при движении по раскисшим дорогам погружались в грунт, чем создавалось чрезмерное добавочное сопротивление движению, и двигатель глох, не справляясь с нагрузкой.

Машина нашла широкое применение в самых разных военных областях. Всего было разработано 22 модификации. Её значимость в ходе Второй Мировой войны трудно переоценить. Прежде всего она использовалась как бронетранспортёр для быстрого перемещения пехоты но были и созданные на ее базе и санитарные машины, и передвижные радиостанции, и самоходные артиллерийские установки. Помимо ганноверского завода Ганомага, эти машины выпускались на заводах Hansa-Lloyd, Hanomag, Adler, Borgward, Horch и Skoda. Всего до 1944 года было выпущено 6668 таких машин. Их производство на заводах Skoda было продолжено в Чехословакии, где такие машины стояли на вооружении до начала 1980-х годов.
Категория: Бронетехника | Добавил: serega
Просмотров: 5390 | | Рейтинг: 3.4/54

Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Хочу найти:

Интересное в сети
Песни Победы
Великая Отечественная война.
Фильмы про войну. Оружие Второй Мировой. Песни военных лет

Военная кинохроника. Сражения Великой Отечественной войны
Рейтинг@Mail.ru
WarSite.Ru © 2013
Хостинг от uCoz / Все права защищены.