Великая Отечественная война

Боевые ордена и медали СССР, фильмы про войну, песни военных лет, оружие Второй Мировой войны
и многое другое можно найти на нашем сайте

Советуем купить...
Опрос,предложения
Что нужно добавлять на сайт в первую очередь
Всего ответов: 1687


Главная » Оружие Второй мировой войны » Оружие СССР » Бронетехника времен Великой Отечественной войны

Тяжёлый танк ИС-1

21.03.2013, 10:10
Этот танк, иногда называемый также ИС-85, стал первым тяжелым танком нового семейства. От КВ он отличался усиленной бронезащитой, новым двигателем и силовой передачей. Очертания корпуса и общая компоновка были заимствованы от разработанного ранее опытного танка КВ-13. В лобовой части корпуса толщина брони составляла 120-мм, в башне - 100-мм, а на бортах корпуса - до 90-мм. В центре выступающей вперед лобовой части корпуса было размещено отделение управления, доступ в которое осуществлялся через люк башни.

Для механика-водителя был оборудован люк для наблюдения, закрывавшийся выдвижной броневой крышкой с защитным стеклоблоком. Справа от механика-водителя размещался курсовой пулемет, а за сиденьем имелся в днище запасной люк на случай аварийного выхода из танка. Трансмиссия ИС отличалась от КВ двухступенчатым планетарным механизмом поворота. Однако при всех отличиях от танка КВ в целях облегчения освоения машины в производстве новый танк по деталям и целым узлам был унифицирован со своими предшественниками. Так, из 340 деталей в коробке перемены передач танка ИС новых было всего 90, в установке двигателя имелось 70 общих с КВ деталей и только 30 новых и так далее. Танк ИС-1 выпускался в течение 1943 года сравнительно недолго, так как завершалась работа по установке на танк новой длинноствольной 122-мм пушки Д-25 с дульным тормозом. Танк с этой пушкой получил название ИС-2 и был поставлен на серийное производство вместо ИС-1. Всего было выпущено 67 танков ИС-1.


История создания тяжелого танка ИС-1 (ИС-85, Объект 237)

В конце февраля 1943 г. в Ставке состоялось экстренное совещание, причиной которого стало применение немцами на Тихвинском фронте тяжелого танка «Тигр». Начальник артиллерии Воронов назвал появление на Тихвинском фронте танков «Тигр» внезапным. Новые немецкие танки произвели на него, по его словам, потрясающее впечатление: «...У нас нет пушек, способных бороться с этими танками».

Через несколько дней И.Сталин позвонил в ЦАКБ В.Грабину (советский конструктор артиллерийского вооружения Великой Отечественной войны, лауреат Сталинской премии) и поинтересовался у него в какой срок можно будет восстановить выпуск 107-мм танковой пушки ЗИС-6, производство которой для танка КВ-220 было подготовлено еще в 1941 г. В.Грабин заверил, что через пятнадпать-двадцать дней производство можно будет возобновить на заводе № 92.

В первых числах апреля 1943 г. когда еще не были завершены испытания пятикатковых ИС, ЧКЗ получил задание от ОГК НКТП на проектирование двух новых тяжелых танков. Согласно заданию танки должны были при сохранении существующей массы танка КВ (не более 46 т) нести более мощную броню (не менее 100-мм) и вооружены соответственно 85-мм танковой пушкой большой мощности (башенный погон диаметром не менее 1700-мм) и 107-мм танковой пушкой (башенный погон диаметром не менее 1850-мм).



15 апреля 1943 г. вышло постановление ГКО № 3187 сс, которое обязало Наркомат Вооружения создать мощное танковое орудие с целью противодействия немецким тяжелым танкам и САУ, а также организовать выпуск специализированных бронированных самоходных истребителей танков. Новое танковое вооружение должно было при калибре более 85-мм пробивать броню толщиной не менее 120-мм на дистанции 600 м и 102-мм на дистанции 1000-1200 м. Столь мощные орудия уже были спроектированы и даже частично изготовлены еще в 1941 г. на заводе № 92, но Государственных испытаний не проходили. Это были «самоходные» 85-мм пушка большой мощности ЗИС-25 107-мм пушка ЗИС-26 с нач. скоростью снаряда 1012 м/с. Но производством боеприпасов для орудий столь большой мощности не занимался никто, да и установка этих «самоходных» орудий в башне танка представляла значительные трудности.



Создаваемые на ЧКЗ новые танки ИС не предназначались специально для противодействия «немецкому зверинцу», а являлись именно танками прорыва, для которых главным была толстая броня, но в тот момент только эти танки могли быть вооружены мощной артсистемой, способной успешно бороться с «Тиграми» и «Пантерами».

После обсуждения в ОГК НКТП к изготовлению утвердили проекты танков «ИС образец № 3»  с 85-мм пушкой и «ИС образец № 4» со 107-мм пушкой. В этих проектах конструкторы вернулись к хорошо отработанной шестикатковой ходовой части, по типу КВ-1, в конструкции корпуса было применено широко опробованное на КВ-13 и ранних прототипах ИС броневое литье.


Танки спешили сделать к летней кампании 1943 г., но возникали трудности. Выяснилось, что 107-мм боеприпасы были сняты с производства еще в начале 1942 г., а возобновлять его не позволяет дефицит оборудования (тем более, что вместо одного 107-мм выстрела можно было сделать не менее 2-х 85-мм, или трех-четырех 76-мм). В имевшихся на складах запасах 107-мм выстрелов преобладали гранаты дореволюционного выпуска. ИС со 107-мм пушкой оказался  бы без боеприпасов.

5 мая 1943 г., после очередного обсуждения проблем с танковой и противотанковой артиллерией, ГОКО выпустил повое постановление № 3289 сс, в котором устанавливались новые сроки создания артсистем для танков. Теперь для срочного перевооружения танков разрешалось ориентироваться на орудие с баллистикой 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г., но и с ним дело обстояло не лучше.

Еще в конце февраля 1943 г. ЦАКБ выполнило проект танко-самоходной пушки С-18, который был одобрен НКВ и в марте 1943 г. заводу № 9 поручили изготовить 2 опытных образца (ЦАКБ не имело собственной производственной базы). Но завод не справился с этим заданием в отведенный срок. А когда первое орудие поступило заказчику — выяснилось, что пушка изготовлена с отступлениями от чертежей, выпущенных ЦАКБ. КБ завода № 9 оспорило правомерность внесенных изменений, но ЦАКБ в лице В.Грабина настаивало на своем. Дело окончилось традиционной волокитой. Для проведения заводской обкатки первого ИС с 85-мм пушкой, на него установили неработающий образец орудия С-18.




ЦАКБ создало новое 85-мм орудие для КВ- 1С, получившее индекс С-31. Пушка разрабатывалась сразу в двух вариантах — с нормальной (нач. скорость 790-800 м/с) и с увеличенной баллистикой (нач. скорость920-950 м/с). Варианте увеличенной баллистикой предполагалось установить в танк ИС со 107-мм пушкой (вместо ЗИС-6), но это решение натолкнулось на отсутствие для орудия специальных боеприпасов (орудию требовалась новая гильза).

В мае 1943 г. КБ завода № 9 НКВ под руководством Ф. Петрова предложило свой вариант 85-мм танкового орудия «спроектированного но типу немецких танкосамоходных пушек», отличавшийся малым весом и небольшой длиной отката. Справедливости ради следует заметинь, что к проектированию этого орудия лично Ф.Петров не имел почти никакого отношения, так как пушка являлась лишь немного доработанным вариантом орудия У-12, разработанного конструктором Уралмашзавода В.Сидоренко еще в конце 1941 г.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка ИС-1



Боевая масса, т
44
Компоновочная схема
классическая
Экипаж, чел.
4
Длина корпуса, мм
6770
Длина с пушкой вперёд, мм
8560
Ширина корпуса, мм
3070
Высота, мм
2735
Клиренс, мм
470
Тип брони
гомогенная катаная средней твёрдости + литой лоб
Бронирование

  - лоб корпуса (верх), мм/град.
120/30° и 60/78°
  - лоб корпуса (низ), мм/град.
90/−30°
  - борт корпуса, мм/град.
90/0°
  - корма корпуса (верх), мм/град.
60/49°
  - корма корпуса (низ), мм/град.
60/−41°
  - днище, мм
20
  - крыша корпуса, мм
30
  - маска орудия, мм/град.
100
  - борт башни, мм/град.
100/15°
  - корма башни, мм/град.
100/15°
Вооружение

Калибр и марка пушки
1 × 85‑мм Д5-Т85
Длина ствола, калибров
52
Боекомплект пушки
59
Пулемёты
3 × 7,62‑мм ДТ
Тип двигателя
V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель
Мощность двигателя, л. с.
520
Скорость по шоссе, км/ч
37
Скорость по пересечённой местности, км/ч
10—15
Запас хода по шоссе, км
240
Запас хода по пересечённой местности, км
110—125
Удельная мощность, л. с./т
11,8
Тип подвески
торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²
0,78
Преодолеваемый подъём, град.
36°
Преодолеваемая стенка, м
1
Преодолеваемый ров, м
2,5
Количество выпущенных, шт.
130

Категория: Бронетехника времен Великой Отечественной войны | Добавил: serega
Просмотров: 2301 | | Рейтинг: 4.3/14

Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Хочу найти:

Интересное в сети
Песни Победы
Великая Отечественная война.
Фильмы про войну. Оружие Второй Мировой. Песни военных лет

Военная кинохроника. Сражения Великой Отечественной войны
Рейтинг@Mail.ru
WarSite.Ru © 2013
Хостинг от uCoz / Все права защищены.