Великая Отечественная война

Боевые ордена и медали СССР, фильмы про войну, песни военных лет, оружие Второй Мировой войны
и многое другое можно найти на нашем сайте

Советуем купить...
Опрос,предложения
Что нужно добавлять на сайт в первую очередь
Всего ответов: 1685


Главная » Оружие Второй мировой войны » Оружие СССР » Бронетехника времен Великой Отечественной войны

Плавающий танк Т-37А

19.03.2013, 22:04
Т-37А также принимали участие в боях начального периода Великой Отечественной войны, однако большинство из них достаточно быстро было потеряно. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года включительно, а в тыловых учебных частях и подразделениях они применялись вплоть до окончания войны.

Т-37А — советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). В литературе танк часто обозначается как Т-37, однако формально это название носил другой танк, не вышедший за стадию прототипа. Т-37А — первый серийный плавающий танк в мире.

Создан в 1932 году на основе британского плавающего танка фирмы «Виккерс» и опытных плавающих танков советской разработки. Серийно производился с 1933 по 1936 годы, после чего был заменён в производстве более совершенным Т-38, разработанным на основе Т-37А. В общей сложности за четыре года выпуска было изготовлено 2552 танка Т-37А, включая прототипы.

В Рабоче-крестьянской Красной армии они предназначались для выполнения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-37А массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года и Советско-финской войны 1939—1940 годов. Т-37А также принимали участие в боях начального периода Великой Отечественной войны, однако большинство из них достаточно быстро было потеряно. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года включительно, а в тыловых учебных частях и подразделениях они применялись вплоть до окончания войны.



История создания

В апреле 1931 года британский производитель вооружений «Виккерс» в присутствии представителей прессы провёл успешные испытания малого плавающего танка. Эта машина была доведённым до работоспособного состояния прототипом, разработанным в фирме «Карден-Лойд» (Carden-Loyd Tractors Ltd.), которая была незадолго до этого куплена «Виккерсом». Опубликованные прессой подробности испытаний танка и его общие характеристики привлекли к себе внимание Управления моторизации и механизации РККА (УММ РККА), поскольку малый плавающий танк неплохо вписывался в систему автобронетракторного вооружения Красной армии и в перспективе мог заменить танкетку Т-27, боеспособность которой с самого начала оказалась довольно невысокой. В ОКМО ленинградского завода «Большевик» от фирмы «Аркос», представлявшей торговые интересы СССР в Великобритании, были доставлены газеты с информацией о британской машине, её фотографии и техническое описание, сделанное сотрудником «Аркос» Я. Сквирским. На основании этих данных советские инженеры выяснили, что ходовые части новой амфибии и закупленного в 1930 году лёгкого трактора «Карден-Лойд» идентичны, а потому и их компоновка должна быть похожей. Исходя из этого, была открыта тема «Селезень» по постройке собственного плавающего танка с компоновкой, аналогичной британским прототипам. Опытный образец по теме «Селезень», получивший армейский индекс Т-33, был построен в марте 1932 года и показал хорошую плавучесть на испытаниях. Но другие пункты тестовой программы Т-33 не выполнил и оказался сложным и нетехнологичным для имевшейся производственной базы. В результате на вооружение и в серийное производство он не принимался.

Но ещё до постройки Т-33 было принято решение увеличить объём работ по созданию плавающих танков и помимо ленинградского ОКМО к этой теме был привлечён 2-й автозавод Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО), уже выпускавший в то время бронетехнику для РККА — танкетки Т-27. В результате на 2-м автозаводе ВАТО под руководством Н. Н. Козырева построили плавающий танк Т-41 массой 3,5 тонны с использованием двигателя ГАЗ-АА (до освоения его производства на Горьковском автозаводе опытные машины оснащались его импортным прототипом Ford-AA), который был основой силовой установки Т-27. Трансмиссия практически полностью заимствовалась от этой танкетки, а для отбора мощности на гребной винт к ней добавлялась жёсткая зубчатая муфта. Её конструкция для отключения винта требовала остановки танка и заглушения двигателя. Ходовая часть в определённой степени заимствовалась от Т-33, а гусеничные ленты — полностью от Т-27. Ленинградские конструкторы также продолжили разработку малого плавающего танка и представили свой вариант под индексом Т-37 с тем же двигателем ГАЗ-АА, трансмиссией с широким использованием автомобильных комплектующих и ходовой частью типа «Крупп», с которой советские инженеры познакомились по ходу военно-технического сотрудничества с веймарской Германией. Хотя на малую серию Т-41 был даже выдан заказ, по результатам длительных войсковых испытаний и он, и Т-37 оказались отвергнутыми армейскими представителями из-за большого количества разнообразных недостатков и недоработок.

Тем временем появилась возможность детально изучить и британский прототип. Военное ведомство Его Величества отказалось от амфибии «Виккерса», поэтому фирма решила предложить эту машину на внешний рынок. Заинтересовавшийся ещё на апрельской демонстрации 1931 года СССР 5 февраля 1932 года сделал предложение через представителя фирмы «Аркос» Я. Сквирского на покупку 8 амфибий. Переговоры по сделке не затянулись, и уже в июне 1932 года фирма поставила два первых танка советской стороне.

Параллельно с этим продолжались работы над отечественным малым плавающим танком. В результате обобщения опыта, полученного при постройке Т-41 и Т-37, было решено принять на вооружение своеобразный «гибрид» этих двух машин: компоновочную схему заимствовать от первого, а ходовую часть — от второго. Постановлением Совета труда и обороны (СТО) СССР от 11 августа 1932 года такой танк под индексом Т-37А принимался на вооружение РККА, причём на момент утверждения документа не было даже его опытного образца. Главным конструктором несуществующей пока ещё машины был назначен Н. Н. Козырев, а серийное производство планировалось развернуть на 2-м автозаводе ВАТО в Черкизове.

Распространённой является точка зрения, что Т-37А был копией британской амфибии фирмы «Виккерс», с учётом покупки этой машины СССР. Однако изложенный выше ход событий опровергает это утверждение в буквальном смысле этого слова, но бесспорным является тот факт, что британская машина однозначно послужила прототипом для Т-37А, оказав на конструкцию последнего сильнейшее влияние своей компоновочной схемой и техническими решениями ходовой части. Известный советский конструктор Николай Александрович Астров, немало потрудившийся над совершенствованием Т-37А и впоследствии возглавивший конструкторское бюро завода № 37 в своих мемуарах так отозвался об этой машине: «Впрочем, мир праху Т-37А, „урождённому" „Виккерс-Карден-Ллойд"».

Тактико-технические характеристики плавающего танка Т-37А



Классификация
малый танк / плавающий танк
Боевая масса, т
3,2
Компоновочная схема
классическая
Экипаж, чел.
2
Длина корпуса, мм
3730
Ширина корпуса, мм
1940
Высота, мм
1840
Тип брони
стальная катаная гомогенная
Бронирование:

  - лоб корпуса, мм
8
  - днище, мм
4
  - крыша корпуса, мм
4
  - лоб башни, мм
8
  - маска орудия, мм
8
  - борт башни, мм
8
  - корма башни, мм
8
  - крыша башни, мм
4
Вооружение
Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ
Тип двигателя
рядный 4‑цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л. с.
40
Скорость по шоссе, км/ч
40
Скорость по пересечённой местности, км/ч
 6 (на плаву)
Запас хода по шоссе, км
230
Удельная мощность, л. с./т
12,5
Тип подвески
сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах
Преодолеваемый подъём, град.
35
Преодолеваемая стенка, м
0,5
Преодолеваемый ров, м
1,4
Годы производства
1933—1936
Годы эксплуатации
1933—1945
Количество выпущенных, шт.
2552

Категория: Бронетехника времен Великой Отечественной войны | Добавил: serega
Просмотров: 1009 | | Рейтинг: 3.7/3

Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Хочу найти:

Интересное в сети
Песни Победы
Великая Отечественная война.
Фильмы про войну. Оружие Второй Мировой. Песни военных лет

Военная кинохроника. Сражения Великой Отечественной войны
Рейтинг@Mail.ru
WarSite.Ru © 2013
Хостинг от uCoz / Все права защищены.